Выбор системы управления закупками и взаимоотношениями с поставщиками (SRM) нужно начинать не с оценки ее стоимости. Не имеет значения и известность вендора, и то, насколько «на слуху» название самой системы. Куда полезней сначала определить — а какие потребности в автоматизации есть у компании, то есть проанализировать бизнес-процессы, нуждающиеся в автоматизации и улучшении. Так вы поймете, какие задачи в цепочке поставок требуют автоматизации, и где теряются время и деньги.
Особое внимание стоит обратить на следующие аспекты закупочной работы и взаимодействия с поставщиками:
От объемов и сложности цепочки поставок зависят требования к SRM. Оцените:
Определите, с какими трудностями компания сталкивается на всех этапах работы с поставщиками — от заключения контрактов до контроля исполнения обязательств. Возможно, это:
Важно выбрать SRM, которую можно интегрировать с большинством информационных систем, которыми вы пользуетесь: бухгалтерскими, складскими, ERP, системами документооборота.
SRM можно было настроить под уникальные бизнес-процессы — теми, которые характерны только для вашей отрасли или вашей компании. Например, в строительстве.
Так вы поймете потребности компании в автоматизации и сможете сузить круг поиска, чтобы выбрать SRM-систему, которая оптимально соответствует как задачам, так и бюджету. Теперь можно приступать к оценке представленных на рынке решений для автоматизации.
Не обязательно оценивать систему управления закупками и взаимоотношениями с поставщиками на основании десятков критериев. Так вы потратите дни, но не сможете отсеять однозначно не подходящие под ваши требования решения. Правильней — сосредоточиться на базовых, ключевых критериях. Среди них:
SRM-системы значительно упрощают управление закупками за счёт автоматизации важных процессов. Поэтому обращать внимание нужно на ключевые задачи, которые система способна автоматизировать. Среди них:
Интеграция с другими системами, такими как ERP и бухгалтерские программы, важна для предотвращения ошибок в учёте данных о закупках, а также сокращает скорость обмена информацией между системами внутри компании. Например, без интеграции между SRM и ERP может возникнуть временной разрыв в передаче данных о заказах и оплатах, что приведёт к расхождению между фактическими и ожидаемыми затратами. А благодаря интеграции с ERP:
Таким образом, интеграция SRM с другими корпоративными системами минимизирует риски ошибок при передаче данных из системы в систему, между отделами и сотрудниками. Скорость обмена информацией возрастает.
Хорошая SRM-система умеет масштабироваться вместе с ростом бизнеса. Это значит, что система должна справляется с увеличением числа поставщиков, объёма закупок и количества операций, не требуя обновлений.
Например, если компания начинает расширяться на новые рынки или увеличивает количество поставщиков с 50 до 200, SRM должна автоматически поддерживать резкий, в четыре раза, рост количества пользователей и операций.
Помимо масштабируемости, важна гибкость, которая позволяет настраивать SRM под уникальные процессы компании. Например:
Если бизнес увеличивает объёмы закупок, гибкая SRM-система может быть настроена на отслеживание дополнительных показателей, таких как процент выполненных поставок в срок или уровень удовлетворённости поставщиками. Для анализа удовлетворённости SRM может учитывать своевременность поставок, качество продукции и качество взаимодействия с поставщиком. Это позволяет компании оперативно реагировать на изменения и улучшать отношения с ключевыми поставщиками, что повышает общую эффективность работы.
В SRM должны быть инструментами, которые позволяют:
Примером может служить автоматическое оповещение о задержках поставок или значительном снижении качества продукции, что даёт возможность заранее искать альтернативы или решать проблемы с текущим поставщиком.
Эти возможности SRM нужны, чтобы минимизировать убытки и повысить надёжность цепочки поставок.
Удобство использования SRM напрямую влияет на успешность внедрения. Сложный и непонятный интерфейс — это повод для сотрудников саботировать внедрение системы. Ана начальном этапе эксплуатации сложный интерфейс — это одна из причин снижения продуктивности сотрудников и роста количества ошибок. Поэтому важно выбирать SRM с интуитивно понятным интерфейсом. Оценивайте:
Преимуществами конкретной SRM-системы будут:
Только после оценки этих критериев систему управления закупками и поставщиками можно смотреть на такие характеристики решения как стоимость владения, график и объемы обновления, условия и объемы технической поддержки.
Полная стоимость SRM-системы состоит не только из покупки лицензии. К ней также добавляются расходы на:
Качество и объем работ в рамках обновления и технической поддержки — отдельный критерий оценки SRM. Важно, чтобы вендор (разработчик и поставщик системы) не просто один раз установил и настроил ее, но и выпускал и внедрял обновления, а также был способен быстро отвечать на вопросы пользователей и исправлять ошибки в работе системы.
Главными критериями оценки техподдержки будут:
Чтобы оценить систему и сравнить ее возможности с потребностями компании в автоматизации закупок и работы с поставщиками, одних описаний недостаточно. Поэтому желательно, чтобы SRM могли еще и протестировать специалисты — те, для кого она предназначена.
Cookie | Duration | Description |
---|---|---|
cookielawinfo-checkbox-analytics | 11 months | This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Analytics". |
cookielawinfo-checkbox-functional | 11 months | The cookie is set by GDPR cookie consent to record the user consent for the cookies in the category "Functional". |
cookielawinfo-checkbox-necessary | 11 months | This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookies is used to store the user consent for the cookies in the category "Necessary". |
cookielawinfo-checkbox-others | 11 months | This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Other. |
cookielawinfo-checkbox-performance | 11 months | This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Performance". |
viewed_cookie_policy | 11 months | The cookie is set by the GDPR Cookie Consent plugin and is used to store whether or not user has consented to the use of cookies. It does not store any personal data. |